Концепция рекапитуляции в психологии и педагогике рассматривает становление индивидуального сознания как сокращённое воспроизведение исторических этапов развития сознания человеческого рода. 4 Согласно этой концепции, важнейшие этапы видового развития повторяются в закономерной последовательности, которая не нарушается ни при каких условиях. 3
Э. Торндайк также считал, что онтогенез в определённой степени повторяет филогенез. 3 Однако, в отличие от теории рекапитуляции, учёный объяснял наличие аналогий между развитием индивида и рода не автоматическим повторением, а действием одинаковых причин, определяющих оба процесса. 4
По мнению Торндайка, полезные свойства отбираются и воспроизводятся в соответствии с нуждами индивида. 3 Это значит, что содержание и последовательность элементов обусловлена необходимостью адаптироваться к среде. 3
Таким образом, в отличие от теории рекапитуляции, концепция Э. Торндайка предполагает, что развитие заключается не только в созревании, но и в обучении, а содержание и последовательность элементов обусловлены необходимостью адаптироваться к окружающей среде. 1