Концепция П. Я. Гальперина объясняет развитие умственных действий через представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. www.mgpu.ru Учёный считал, что мышление ребёнка развивается через связь с предметной деятельностью (непосредственными манипуляциями с предметами). ru.ruwiki.ru
Согласно концепции Гальперина, формирование умственного действия происходит в несколько этапов: solncesvet.ru ru.ruwiki.ru
- Мотивационный этап. solncesvet.ru На нём складывается отношение субъекта к данному действию. solncesvet.ru При отсутствии мотивации дальнейшее умственное развитие становится затруднительным. solncesvet.ru
- Создание ориентировочной основы будущего действия. solncesvet.ru Здесь ребёнку объясняется, в чём состоит действие, каковы условия его выполнения и чего можно ожидать в результате. solncesvet.ru
- Стадия материальных или материализованных действий. solncesvet.ru Они производятся с реальными предметами либо с их заместителями. solncesvet.ru
- Внешнеречевая деятельность. solncesvet.ru Ранее выполненные действия проговариваются, поясняется алгоритм их реализации. solncesvet.ru На этом этапе идёт процесс интериоризации — формирования внутренних психических структур, благодаря которым фиксируются ранее произведённые действия. solncesvet.ru
- Стадия проговаривания внутренней речи про себя. solncesvet.ru Так человек может мыслить, не мешая другим и определяя план дальнейших действий. solncesvet.ru
- Совершение умственных действий. solncesvet.ru Принцип их выполнения становится частью личностного опыта, и сами действия преобразуются: в последующем происходит их автоматизация, так что человек приобретает способность производить их даже на подсознательном уровне, не прикладывая особых умственных усилий. solncesvet.ru