Для измерения дифференциального (разностного) порога в психологии используют метод минимальных изменений. 15
Процедура: 3
- Испытуемому предъявляют пару стимулов. 3 Один из них — эталонный, или стандартный, его значение не меняется на всём протяжении опыта. 3 Второй стимул — переменный. 3
- Задача испытуемого — сравнить стимулы и определить, больше или меньше переменный стимул по отношению к эталонному, или они равны. 3
- Стимулы предъявляют нисходящими и восходящими рядами. 3
- Нисходящий ряд начинается с предъявления переменного стимула, явно превосходящего эталонный. 3 Затем происходит постепенное уменьшение этого стимула. 3 Экспериментатор сначала фиксирует переход от ответов «больше» к ответам «равно», а затем переход от ответов «равно» к ответам «меньше». 3 В восходящих рядах наблюдается обратная закономерность. 3
Обработка результатов: 3
- Оценивают величину переменного стимула при переходе от ответов «больше» к ответам «равно» в нисходящих рядах и от ответов «равно» к ответам «больше» в восходящих рядах. 3 Оценивают только первый переход. 3
- Выбирают среднюю величину между двумя соседними стимулами. 3
- Полученные значения усредняют по всем рядам. 3 Так определяют верхнюю границу интервала неопределённости. 3
- Аналогичным образом оценивают нижнюю границу интервала неопределённости. 3 Для этого исследователь определяет первый переход от ответов «равно» к ответам «меньше» в нисходящих рядах и от ответов «меньше» к ответам «равно» в восходящих. 3
- Интервал неопределённости оценивают как разность между его верхней и нижней границами. 3
- Середина интервала неопределённости называется точкой субъективного равенства, в этой точке переменный стимул всегда воспринимается как равный эталону. 3
В результате опыта экспериментатор получает значения не двух, а четырёх порогов, поскольку в каждом ряду находит две пороговые точки: верхний и нижний разностные пороги. 1