Формы общения у дошкольников от младших к старшим изменяются следующим образом:
- В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) преобладает эмоционально-практическое общение со сверстниками. 3 Ребёнок ждёт от сверстников соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. 2 Каждый участник такого общения озабочен тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнёра. 2
- К четырём годам у дошкольника формируется ситуативно-деловая форма общения. 3 Этот период характеризуется развитием ролевой игры. 3 Сверстники теперь начинают занимать в общении больше места, чем взрослые люди. 3
- В завершение дошкольного детства у многих детей происходит формирование внеситуативно-деловой формы общения. 3 Уже к 6–7 годам дошкольники начинают рассказывать друг другу о том, где они были и что видели, давая оценки поступкам других и обращаясь с личными вопросами к ровесникам. 3 Некоторые дошкольники в старшем возрасте могут подолгу разговаривать без использования практических действий. 3
Этим переменам способствует развитие у детей речи и словесно-логического мышления. 1