Восприятие у детей младшего школьного возраста изменяется следующим образом:
- В начале обучения восприятие недостаточно дифференцировано: дети путают похожие предметы и их свойства, выделяют объекты по величине, форме и яркости более активно, чем по смыслу. 14
- К третьему классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. 1 Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчленённым. 1
- В результате игровой и учебной деятельности восприятие переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. 2 Наблюдение у ребёнка младшего школьного возраста носит схематический, целостный характер. 2
Внимание у детей младшего школьного возраста изменяется следующим образом:
- В начале обучения доминирует непроизвольное внимание: дети обращают внимание в основном на то, что им интересно, что выделяется яркостью и необычностью. 5
- Постепенно ребёнок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. 5
- Во втором и третьем классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. 5
- Объём внимания у младших школьников меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания — слабее. 2
- Устойчивость внимания у первоклассников небольшая, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. 2 Ученики третьих классов могут сохранять внимание в течение всего урока, но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило переутомление. 2