При переходе из детского сада в школу у ребёнка существенно изменяется социальная ситуация развития. 12 Некоторые из этих изменений:
- Появление нового значимого взрослого — учителя. 14 Он занимает иное место в деятельности ребёнка: это представитель общества, который даёт знания и оценивает успехи в учёбе. 1
- Изменение взаимоотношений со сверстниками. 1 Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. 1 Отметка и успех в учёбе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребёнка в классе. 1
- Изменение отношения взрослых к ребёнку. 1 Ребёнку предоставляется большая, чем дошкольнику, самостоятельность: он должен сам распределять время, следить за выполнением режима дня, не забывать о своих обязанностях. 1
- Появление новой оценочной системы. 2 Оценивание исходит от учителя, и от того, какие оценки ребёнок будет получать, зависят его отношения со сверстниками и родителями. 2
- Смена референтной группы. 4 Одноклассники становятся для ребёнка значимыми. 4
- Изменение распорядка дня. 4 Жизнь детей сосредоточена вокруг школы. 4
Внезапное изменение образовательной среды, появление новых требований и социальных ожиданий может вызывать у ребёнка тревогу, неуверенность и стрессовые реакции. 5