Чтобы использовать наблюдение для изучения личности ребёнка в воспитательном процессе, можно следовать такому алгоритму: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai www.art-talant.org
- Определить цель и задачи наблюдения. www.maam.ru www.art-talant.org Например, выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai www.art-talant.org
- Выбрать объект наблюдения. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai www.art-talant.org Можно определить группу из 3–5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai www.art-talant.org
- Выбрать ситуацию наблюдения. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai www.art-talant.org Нужно определить, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai www.art-talant.org
- Выбрать способ фиксации результатов наблюдения. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai www.art-talant.org Это могут быть записи, фотографии, звукозаписи и другие способы. www.art-talant.org
Некоторые ситуации, в которых можно проводить наблюдение:
- Ситуация конфликта. spravochnick.ru Можно понаблюдать за тем, как ведут себя учащиеся во время конфликтов друг с другом или с учителями. spravochnick.ru
- Ситуация новичка. spravochnick.ru Наблюдение проводится в то время, когда в класс приходит новенький ученик. spravochnick.ru
- Ситуация соотнесения. spravochnick.ru Наблюдение проводится во время конкурсов, соревнований, викторин и других ситуаций, когда учащимся приходится сравнивать себя с другими учащимися, либо сравнивать свой класс с другим. spravochnick.ru
- Ситуация успеха. spravochnick.ru Педагог наблюдает за тем, как дети переживают собственный успех и успех других детей, а также как они воспринимают своё поражение, какие качества они проявляют, в чём видят причину неудач. spravochnick.ru
- Ситуация столкновения мнений. spravochnick.ru Наблюдение проводится во время организованных бесед, дискуссий, споров и других ситуаций, либо это могут быть стихийно возникшие ситуации, при которых дети отстаивают свою точку зрения или мнение. spravochnick.ru
- Ситуация игры. spravochnick.ru Наблюдению подвергается поведение ребёнка во время разнообразных игр (спортивные, дидактические, сюжетно-ролевые и т. д.). spravochnick.ru
Важно проводить наблюдения постоянно, обращая внимание на интересующие аспекты, чтобы подтвердить полученные результаты. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai При этом результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребёнку при организации образовательного процесса. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai