Использование предметов-заместителей способствует развитию воображения и творчества у детей несколькими способами:
- Обобщение игрового опыта. 5 Игровые действия с предметом-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. 5 Пользуясь такой игрушкой, ребёнок обобщает свой предшествующий игровой опыт. 5
- Придание предмету условного значения. 3 Такое «приписывание» предмету условного значения первоначально вызывает изумление, удивление ребёнка, затем — радость, смех, желание продолжать действовать с предметом в его необычном, условном значении. 3
- Переориентация ребёнка с подробных операций на смысл действия. 4 Внесение предмета-заместителя позволяет сделать действие более обобщённым, условным, переориентировать ребёнка на сюжетную сторону игры. 4
- Свобода в реализации замыслов. 4 По мере развития игры, усложнения сюжетного содержания, ребёнок обретает свободу в реализации своих замыслов, независимость от сюжетных игрушек. 4
Считается, что использование в игре заместителей свидетельствует о высоком уровне развития ребёнка, о его креативности, «творческости». 2