Гиперболизация по-разному влияет на восприятие реальности в зависимости от контекста использования.
В сатирическом освещении действительности гиперболизация играет роль эффективного творческого приёма. 1 Например, в таких жанрах, как фельетон, памфлет, сатирический комментарий, без неё невозможно обойтись. 1
В аналитической публицистике или информационных жанрах, где важна точность подачи фактов и их достоверность, гиперболизация, как правило, вносит искажения в информационную картину мира. 1
В рекламе гиперболизация обеспечивает необходимый подтекст и создаёт определённый фон для передаваемой информации, привлекая повышенный интерес к рекламируемому продукту. 3
В психологии гиперболизация может рассматриваться как ошибка мышления, когда человек начинает мысленно преувеличивать, додумывать и воображать самые разнообразные неблагоприятные исходы какого-либо незначительного события. 25