Согласно концепции М. И. Лисиной, развитие общения от момента возникновения вплоть до школьного возраста происходит путём смены ведущей формы общения. 12 Каждая из них влияет на психическое развитие ребёнка по-своему: 15
- Ситуативно-личностная (возраст — с момента возникновения общения до 6 месяцев). 12 Общение обеспечивает выживание и удовлетворение всех базовых потребностей. 1 Доброжелательность и внимание взрослого вызывают положительные переживания, которые повышают жизненный тонус ребёнка, активизируют все его функции. 5 В этот период происходит развитие перцептивных функций, подготовка к овладению хватанием. 1
- Ситуативно-деловая (возраст — 6 месяцев до 3 лет). 12 Общение становится средством совместной предметной деятельности ребёнка со взрослым. 1 Помимо потребности в доброжелательном внимании, появляется потребность в сотрудничестве. 1 Значение этой формы общения в том, что она приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей, к возникновению и развитию речи. 4
- Внеситуативно-познавательная (возраст — 3–4 года). 1 Общение разворачивается в ходе познания ребёнком окружающего физического мира, в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности. 1 К потребностям, побуждающим к общению на предыдущих двух стадиях, прибавляется потребность в уважении. 1 Возникает возможность получать от взрослого информацию, не связанную с актуальной ситуацией, что способствует развитию наглядных форм мышления. 1
- Внеситуативно-личностная (возраст — 5–6 лет). 1 Общение складывается из отдельных эпизодов и разворачивается в ходе ориентации ребёнка в социальном мире. 1 В спектре потребностей, побуждающих к общению, возникает потребность к сопереживанию и взаимопониманию. 1 За счёт этой формы общения ребёнок усваивает ценности, формируется готовность ребёнка к школе в мотивационной, интеллектуальной и коммуникативных направлениях. 1
Таким образом, на более поздних стадиях развития влияние общения наблюдается в сферах любознательности, эмоциональных переживаний, формировании привязанности, овладения речью. 2