«Я-концепция» в подростковом возрасте формируется под воздействием различных внешних влияний, особенно важны контакты со значимыми другими, которые определяют представления индивида о самом себе. 3
Некоторые процессы, которые влияют на формирование «Я-концепции» в подростковом возрасте:
- Идентификация. 4 Подросток определяет социальные роли и эмоциональные связи, у него появляются собственные ценности, шаблоны поведения, нормы. 4
- Потребность в познании себя как личности. 2 Подросток начинает осознавать свои возможности и особенности, своё сходство с другими людьми и свою уникальность. 2
- Возникновение «чувства взрослости». 12 Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, но у него ещё нет ощущения полноценной взрослости, зато есть большая потребность в признании его взрослости окружающими. 2
- Изменение ведущей деятельности. 1 С учебной на интимно-личностное общение. 1
- Смена значимых взрослых. 1 Ими становятся кумиры, популярные герои, представители контркультуры, взрослые, символизирующие профессиональную реализацию. 1
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». 3
Важно, чтобы в этот период подросток получал поддержку со стороны родителей, учителей и сверстников, имел возможности для самовыражения, творчества и самореализации. 1