Волевая регуляция поведения в детском возрасте формируется через преодоление трудностей и подчинение своих действий поставленной цели. 2 Ребёнок постепенно начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом. 2
Некоторые факторы, которые способствуют формированию волевой регуляции поведения в детском возрасте:
- Личный пример взрослого. 1 Взрослый человек может предлагать ребёнку широкий контекст канонов, правил, ритуалов, моделей адекватного, адаптивного поведения. 1
- Совместная работа в коллективе. 1 Ребёнок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. 1
- Преодоление посильных трудностей. 4 Преодолевая трудности, дети развивают самостоятельность и ответственность, инициативность и целеустремлённость. 4
- Игра с правилами. 35 В её рамках формируется механизм управления своим поведением, поскольку человек должен подчиняться определённым правилам. 5
- Поддержка взрослого. 4 Она важна как на этапе удержания цели, так и для помощи в осуществлении контроля. 4
К завершению дошкольного возраста дети уже получают способность адекватно вести себя на основании внутренних побуждений, а не только при наличии условия ожидания определённого поощрения со стороны взрослого человека или сверстника. 5