Способность к бескорыстной помощи в детстве формируется под влиянием нескольких факторов:
- Пример помогающего поведения. 3 Дети наблюдают его в ближайшем окружении, в детских книгах и мультфильмах. 3 Особенно ярко воспринимается поведение героев и персонажей рассказов и мультфильмов. 3
- Эмпатия. 13 Способность эмоционально откликаться на переживания другого человека. 3 Уже на втором году жизни малыш «заряжается» эмоциями других людей: может заплакать или засмеяться, если рядом другой ребёнок плачет или смеётся. 3
- Поддержка и одобрение поведения. 3 Когда воспитатель или другие дети одобряют помогающую форму поведения ребёнка, то они внешне эмоционально подкрепляют её, способствуют её повторению. 3
Также для формирования способности к бескорыстной помощи важно:
- Говорить с ребёнком о нужности и важности помощи другим людям. 4 Ребёнок должен научиться понимать и осознавать потребности других людей, проявлять к ним сопереживание и сострадание. 4
- Прививать ребёнку систему ценностей, в которую должны быть включены ценности социальной справедливости, терпимости, честности. 4
- Обращать внимание ребёнка на примеры нравственных поступков, встречающихся в литературе, искусстве и кино, и обсуждать их пользу для общества. 4
- Приучать ребёнка быть внимательным к родным, учить помогать по дому, заботиться о младшем ребёнке. 5
Важно помнить, что воспитание способности к бескорыстной помощи — сложный и многоплановый процесс, который требует индивидуального подхода и долгого последовательного применения. 4