Система старшинства в детском коллективе формируется на основе различных факторов, таких как характер ребёнка, его поведение, внутренние потребности, наличие поддержки и уверенности в себе. 1
В начальных классах социальная иерархия, как правило, развита слабо. 4 Чаще всего она построена на успеваемости: кто учится лучше, кто хуже, кого больше хвалят, кого меньше. 4
В старших классах социальная иерархия начинает формироваться более чётко, когда ученики объединяются в отдельные группы. 4 Чаще всего они делятся по увлечениям: спортсмены, математики, гуманитарии и так далее. 4 Также в этом возрасте у детей формируются ценности, и они могут делиться на группы в зависимости от них. 4
В дошкольном возрасте лидером часто становится самый дерзкий ребёнок, который не боится перечить взрослым и навязывать другим детям свою волю. 3 Позже лидером обычно становится ребёнок, хорошо успевающий в школе. 3
Важно учитывать, что социальные роли в детском коллективе непостоянны и могут меняться со временем. 1 На это влияют личные трансформации, психологический рост, переоценка ценностей, влияние родителей, друзей и других факторов. 1