Система ценностей и интересов ребёнка в младшем школьном возрасте формируется в процессе социального взаимодействия. elar.uspu.ru Ребёнок учится регулировать своё поведение и взаимодействие в соответствии с общепринятой в обществе системой ценностей. elar.uspu.ru
Некоторые этапы формирования ценностных ориентаций у младших школьников: www.pedm.ru
- Предъявление ценностей. www.pedm.ru Это происходит в специально созданных условиях взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности, а также в повседневном общении. www.pedm.ru Основными субъектами, предъявляющими ценности, должны быть педагоги и родители, которые являются авторитетом для младших школьников. www.pedm.ru
- Осознание системы ценностей. www.pedm.ru Оно происходит сразу же при их предъявлении и осуществляется постепенно, включая в себя постижение ценностных ориентаций, действий на их основе, способов осуществления действий и возможные результаты. www.pedm.ru
- Принятие ценностной ориентации. www.pedm.ru Важным акцентом на этом этапе является сравнение и соотнесение ценностной ориентации с собственными личностными ценностями. www.pedm.ru
- Реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении. www.pedm.ru Чтобы ценностные ориентации стали свойством личности, школьникам необходимо неоднократно осмысливать их суть и применять их в разных ситуациях в деятельности и поведении. www.pedm.ru
- Закрепление ценностной ориентации. www.pedm.ru Ценностная ориентация закрепляется в направленности личности и переводится в статус качества личности. www.pedm.ru
- Актуализация потенциальной ценностной ориентации. www.pedm.ru Школьник действует как осознанно, так и не осознаваемо в разных условиях, проявляя своё отношение, желания и принципы. www.pedm.ru
На формирование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста влияют разные факторы, среди которых семейное воспитание, личность учителя, содержание образовательной программы, проводимая в школе и классе воспитательная работа, классный коллектив и межличностные отношения участников образовательного процесса. research-journal.org
Что касается интересов, то, по мнению И. В. Дубровиной и Б. С. Круглова, у младших школьников интересы недостаточно дифференцированы, осмыслены и сосредоточены на учебной деятельности. pedagogika.snauka.ru Однообразие интересов, по их мнению, приводит к обеднению ценностных ориентаций. pedagogika.snauka.ru