Система ценностей и интересов ребёнка в младшем школьном возрасте формируется в процессе социального взаимодействия. 3 Ребёнок учится регулировать своё поведение и взаимодействие в соответствии с общепринятой в обществе системой ценностей. 3
Некоторые этапы формирования ценностных ориентаций у младших школьников: 1
- Предъявление ценностей. 1 Это происходит в специально созданных условиях взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности, а также в повседневном общении. 1 Основными субъектами, предъявляющими ценности, должны быть педагоги и родители, которые являются авторитетом для младших школьников. 1
- Осознание системы ценностей. 1 Оно происходит сразу же при их предъявлении и осуществляется постепенно, включая в себя постижение ценностных ориентаций, действий на их основе, способов осуществления действий и возможные результаты. 1
- Принятие ценностной ориентации. 1 Важным акцентом на этом этапе является сравнение и соотнесение ценностной ориентации с собственными личностными ценностями. 1
- Реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении. 1 Чтобы ценностные ориентации стали свойством личности, школьникам необходимо неоднократно осмысливать их суть и применять их в разных ситуациях в деятельности и поведении. 1
- Закрепление ценностной ориентации. 1 Ценностная ориентация закрепляется в направленности личности и переводится в статус качества личности. 1
- Актуализация потенциальной ценностной ориентации. 1 Школьник действует как осознанно, так и не осознаваемо в разных условиях, проявляя своё отношение, желания и принципы. 1
На формирование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста влияют разные факторы, среди которых семейное воспитание, личность учителя, содержание образовательной программы, проводимая в школе и классе воспитательная работа, классный коллектив и межличностные отношения участников образовательного процесса. 4
Что касается интересов, то, по мнению И. В. Дубровиной и Б. С. Круглова, у младших школьников интересы недостаточно дифференцированы, осмыслены и сосредоточены на учебной деятельности. 5 Однообразие интересов, по их мнению, приводит к обеднению ценностных ориентаций. 5