Формирование и развитие внимания в детском возрасте проходит несколько стадий: 3
- Стадия рассеянного внимания. 3 Она определяется первым годом жизни малыша. 3 В это время отклик ребёнка вызывают различные шумы и звуки окружения, например, голоса людей и животных, звучание музыки, игрушки-погремушки, предметы разных форм и цветов. 3
- Стадия фиксированного внимания. 3 Наблюдается у детей на втором году жизни, когда ребёнок всецело может увлекаться каким-то одним занятием и при этом не замечать, что происходит вокруг. 3 Например, он может длительное время совершать манипуляции с какими-либо игрушками или другими предметами, может брать их в руки, подолгу рассматривать, складывать и перекладывать. 3
- Стадия гибкого одноканального внимания. 3 Развивается с 2 до 3 лет. 3 В это время внимание начинает становиться более гибким, но сохраняется одноканальность поступления информации. 3 Например, ребёнок способен отвлечься на посторонние звуки, занимаясь игрой, а затем снова вернуться к ней, не теряя при этом интереса и не переключаясь на другие объекты окружения. 3
- Стадия устоявшегося одноканального внимания. 3 Проходит на четвёртом году жизни ребёнка. 3 На данном этапе формирования внимания малыши способны плавно переключаться с одной игры на другую, в перерыве между которыми могут слушать взрослых. 3
- Стадия формирования двухканального внимания. 3 С 4 до 5 лет дети способны ненадолго концентрироваться на двух занятиях. 3 Могут играть в свою игру и при этом вести диалог с взрослыми. 3
- Стадия сложившегося двухканального внимания. 3 С 5 лет ребёнок может одновременно сосредоточиться на двух занятиях. 3 Например, с кем-то разговаривать и играть с игрушкой, кушать и в это же время что-то смотреть или слушать. 3
Психологи считают, что процесс формирования внимания у ребёнка завершается к 6–7 году жизни. 1