Формальные отношения основаны на чётких утверждённых нормах и принципах взаимодействия между работниками, которые регулируются должностными инструкциями, штатным расписанием, коллективным договором и т. д.. 1 Такие отношения могут влиять на человека в рабочем коллективе следующим образом:
- Обеспечивают стабильность. 3 Коллектив, в котором более гармоничные взаимоотношения между коллегами, стабильнее, так как ощущается поддержка других людей, которая помогает уверенно идти к поставленным целям. 3
- Помогают в профессиональном развитии. 3 Сплочённость помогает совершенствоваться не только в рамках достижения поставленных целей, но и в профессиональном развитии путём обмена опыта и знаниями между коллегами. 3
Неформальные отношения — это личные взаимодействия между представителями определённой компании, основанные на принятии или непринятии личных качеств коллег. 1 Формальный статус сослуживцев при этом не учитывается. 1 Неформальные отношения могут влиять на человека в рабочем коллективе следующим образом:
- Подтверждают значимость личности каждого члена коллектива, потребности принятия и уважения со стороны других людей. 1
- Служат смягчающим фактором в период адаптации сотрудников к правилам и законам рабочего коллектива. 1
- Создают условия для прямого обмена идеями и опытом в команде. 2 Решения принимаются намного быстрее и отражают интересы не только менеджмента, но и линейного персонала. 2
- Способствуют карьерному росту, поскольку руководитель также участник коллектива, то неформальные отношения с ним могут способствовать карьерному росту. 1
Оптимальным считается состояние коллектива, при котором формальные и неформальные группы максимально совпадают. 5 Такое совпадение обеспечивает сплочённость коллектива и повышает производительность его работы. 5