Физическое развитие может влиять на психологическую адаптацию акселератов в обществе как положительно, так и отрицательно. 15
С одной стороны, при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков акселерация может стать источником возникновения смысловых барьеров, конфликтов и девиантных форм поведения. 5 Это происходит, когда психика не поспевает за физиологией. 5 В таком случае у подростков могут быть перепады настроения, конфликты со старшим поколением, различные формы протеста. 4
С другой стороны, у школьников-акселератов отмечена лучшая социальная приспособляемость не только в период полового созревания, но и во взрослом состоянии. 2 Будучи взрослыми, они сохраняют большую уравновешенность, ответственность и оптимальную адаптированность к требованиям, предъявляемым обществом. 2
Таким образом, влияние физического развития на психологическую адаптацию акселератов в обществе зависит от гармоничности этого процесса: когда физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребёнка идёт параллельно и соответствует возрасту, говорят о гармоничном развитии. 3 Когда этот процесс идёт не параллельно, а скачкообразно, речь идёт о дисгармоничном развитии. 3