Феномен акселерации повлиял на развитие подростковой психологии следующим образом: возникла диспропорция между физическим и социальным взрослением школьников. 12 Тело росло быстрее, чем созревали психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. 2
Некоторые последствия акселерации для подростковой психологии:
- Эмоциональная неустойчивость. 1 Подростки демонстрировали немотивированные колебания настроения, сочетали повышенную чувствительность и ранимость с черствостью и холодностью к другим, застенчивость с подчеркнутой развязностью и самоуверенностью. 1
- Повышенный интерес к своей внешности. 1 Подростки чрезмерно остро воспринимали любые критические замечания по этому поводу. 1
- Желание освободиться от чрезмерной опеки взрослых. 1 Подростки стремились в любой ситуации поступать по-своему, быть независимыми от родителей, иметь своё личное жизненное пространство. 1
- Потребность в самоутверждении. 1 Подростки стремились занять достойное положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих. 1 Если в коллективе сверстников подросток не находил признания своей «взрослости», это приводило к протестам и конфликтам. 1
Однако есть и положительные стороны акселерации: ускорение психического развития, особенно в части интеллекта и способностей. 5 Подростки были способны рано воспринимать и полнее усваивать информацию. 3