Эмоциональные стадии развития влияют на формирование личности человека, например, следующим образом:
- В младенчестве без тесного эмоционального контакта, любви, внимания и заботы нарушается социализация ребёнка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, у ребёнка появляется агрессивность, а в будущем — проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. 1 Позитивный результат развития на этой стадии — у младенца формируется базальное доверие к миру, людям, оптимизм. 1 Негативный — недоверие к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность. 1
- В раннем дошкольном периоде ребёнок изучает разнообразные чувства и эмоции, учится их распознаванию и выражению. 2 Малыш открывает для себя новые эмоции — эмпатию и восхищение. 2 В дальнейшем эти чувства помогают облегчить поведение ребёнка со сверстниками, умение устанавливать контакт. 2
- В дошкольном возрасте эмоциональное развитие тесно связано с личностным развитием, с формированием мира чувств и эмоций. 4 Ребёнок впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. 4 У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. 4
- В подростковом возрасте формируется центральная форма эгоидентичности. 1 Ведущей деятельностью, более всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками. 1 Если на ранних стадиях у ребёнка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создаёт целостную форму эгоидентичности, находит своё «Я», признание себя со стороны окружающих. 1
- В юношеском возрасте (16 лет — 22 года) происходит профессиональное самоопределение, формирование собственного мировоззрения и закрепление устойчивых отношений (дружеских, любовных) с другими людьми. 1
Развитию личности нет пределов — оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает всё новые проблемы, приобретает новые качества «ЭГО» и меняется. 1