Эмоциональные отношения между участниками педагогического процесса влияют на его эффективность следующим образом:
- Создание положительной эмоциональной атмосферы. 3 Положительные эмоции и переживания, радость, сопереживание успеху придают эмоциональную окраску учению, снимают напряжение и усталость, стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. 3 Учение, сопровождаемое отрицательными эмоциями, напротив, угнетает ученика и является непродуктивным. 3
- Влияние на мотивацию. 1 Эмоции влияют на желание учиться у учащегося и работать у преподавателя. 1
- Воздействие на познавательные процессы. 1 Эмоции влияют на скорость и качество протекания внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения. 1 Например, позитивные эмоции увеличивают сообразительность, активизируют творческое мышление, а негативные эмоции «притупляют» внимание. 1
- Влияние на общее состояние организма. 1 Эмоциональное состояние оказывает влияние на общее соматическое состояние организма как педагога, так и учащегося. 1
Таким образом, правильное соотношение познавательных и эмоциональных процессов в обучении важно для его эффективности. 1 Недооценка эмоциональных элементов может приводить к большому числу сложностей и ошибок в организации процесса обучения. 1