Эффект края — психологический феномен, который заключается в том, что информация, представленная в начале и в конце, лучше запоминается, чем та, что в середине. 5prism.ru ru.wikipedia.org
Это происходит по нескольким причинам:
- Эффект первичности. radiotochki.net У мозга есть время и когнитивные ресурсы, чтобы обработать первые элементы и отправить их из кратковременной памяти в долговременную. radiotochki.net
- Эффект недавности. radiotochki.net Информация, полученная в самом конце, ещё не успела «выветриться» и находится в кратковременной (или рабочей) памяти. radiotochki.net
- Эмоциональная окраска. 5prism.ru Первые и последние впечатления часто вызывают более яркие эмоции, что способствует их запоминанию. 5prism.ru
Некоторые примеры влияния эффекта края на запоминание и восприятие информации:
- В рекламе. 5prism.ru ru.wikipedia.org Компании часто размещают свои слоганы в начале или в конце рекламных роликов, чтобы обеспечить максимальную запоминаемость. 5prism.ru
- В публичных выступлениях. radiotochki.net Опытные ораторы знают, что аудитория лучше всего запомнит их первую фразу и финальный призыв к действию. radiotochki.net
- При знакомстве. radiotochki.net Первое впечатление (эффект первичности) и то, как происходит прощание (эффект недавности), формируют общее мнение о человеке. radiotochki.net
Однако эффект края работает не всегда. ru.wikipedia.org Если в середине беседы затронуть болезненную для человека тему, которая вызывает у него сильные эмоции, то он запомнит её в любом случае. ru.wikipedia.org