Для диагностики коммуникативных навыков детей подготовительной группы можно использовать различные методики, например:
- «Отражение чувств». 2 Цель задания — выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых, рассказывать о них. 2 Детям предлагают рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на вопросы. 2
- «Интервью». 2 Цель — выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. 2 Для этого одному ребёнку предлагают взять на себя роль корреспондента и выяснить у остальных ребят, как они живут в своём городке, чем занимаются. 2
- «Лабиринт» (Л. А. Венгер). 45 Цель — изучить коммуникативные умения в общении со сверстниками, определить тип взаимодействия и сотрудничества. 5 Двум детям нужно провести машинки по лабиринту так, чтобы они оказались в гараже своего цвета. 5 При этом следует соблюдать три определённых правила: можно водить только по одной машинке, машины должны ездить только по дорожкам, нельзя трогать руками машины партнёра. 5
- «Методика одномоментных срезов» (Т. А. Репина, М. В. Веракса). 15 Цель — выявить общую картину реального общения в группе, обнаружить микрообъединения детей, которые возникают при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку. 15
Диагностика коммуникативных навыков может проводиться педагогом в начале учебного года, чтобы выявить актуальный уровень развития, а также в середине и конце учебного года для оценки динамики развития. 1