Детское мышление тесно связано с практическими действиями и чувственным опытом, особенно в раннем возрасте. 12
Связь с практическими действиями проявляется в том, что дети раннего возраста мыслят, в основном, о вещах, которые воспринимают в данный момент и с которыми действуют. 2 Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы ещё не отделимы от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое и т. д.. 2
Связь с чувственным опытом выражается в том, что ребёнок может понять только то, что находит прочную опору в его личном практическом опыте. 1 Он не в состоянии представить себе то, что описывается знакомыми ему словами, но что в непосредственном опыте отсутствовало. 1
Например, ребёнок 2–3 лет может осознать количество предметов только в процессе практического оперирования ими (раскладывания на равные группы и т. п.). 1 Выполняя эти действия, ребёнок думает, приобретает чувственный и практический опыт, научается с помощью взрослых, а затем и самостоятельно решать сначала простые, затем сложные задачи, понимать требования, предъявляемые взрослыми, действовать в соответствии с ними. 3