Дети переживают перемены в жизни по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей и ситуации: 1
Чувствительные, тревожные, ранимые дети могут испытывать сложности с адаптацией. 1 У них могут возникать неожиданные сложности, например, сложности с посещением незнакомого места или пугливая реакция на голос учителя. 1
Некоторые дети могут проявлять стресс-реакцию «замри» или «бей и беги». 1 «Замирание» вызывает снижение активности ребёнка, замыкание в себе. 1 «Бей и беги» — усиление активности, суету, конфликтность. 1
Ребёнок может временно регрессировать на более ранний возрастной этап и требовать от родителей больше внимания и заботы. 1
Даже если ребёнок воспринимает перемены положительно, это не отменяет стрессовый характер ситуации. 5 Поэтому главная родительская задача — поддержать сына или дочь. 5 При этом важно не ограждать ребёнка от стресса, разочарований, научить его проживать эти состояния и справляться с ними. 5
Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка на изменения — «лакмусовая бумажка» для родителей. 1 Взрослым важно оставаться в позиции наблюдателя. 1 Если ребёнок стал проявлять себя нетипично, может потребоваться помощь психолога. 1