Асинхрония психического развития сказывается на формировании личности следующим образом:
- Специфично формируются Я-концепция и самооценочные структуры. 12 Возникает специфичное поведение и проблемы социальной адаптации разной степени выраженности. 1
- Влияние на формирование когнитивных структур. 1 В одних случаях это проявляется в значительно превышающей средненормативные показатели интеллектуальной деятельности (парциальная, общая одарённость), в других — в наличии специфичных, сверхценных интересов и когнитивных построений. 1
- Усиливаются или болезненно обнажаются природно-психические компоненты и явления. 4 Например, темперамент, влечения и потребности, опирающиеся на инстинктивные механизмы. 4
Асинхрония характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. 4