Для анализа социальных конфликтов в школьном коллективе можно использовать следующие подходы:
- Определение проблемы. 1 Нужно разобраться, имеется ли противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. 1
- Установка направления развития конфликтной ситуации. 1 Следует определить, обостряется или угасает конфликт. 1
- Определение состава участников конфликта. 1 Важно изучить их мотивы, ценностные ориентации, отличительные особенности и манеру поведения. 1
- Анализ содержания инцидента. 1 Для этого нужно выявить, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении. 3
- Психологический анализ. 2 Он помогает раскрыть причины ситуации, не допустить её перехода в длительный конфликт. 2
Некоторые рекомендации по анализу конфликтов:
- Приоритетным должен быть интерес, а не позиция. 5 Нужно чаще задавать вопросы «Почему?», выслушать толкование интересов оппонента и аргументировать свои. 5
- Поиск взаимовыгодных вариантов. 5 Следует учитывать свои претензии и претензии оппонента, стараясь найти подходящее решение для обоих сторон. 5
- Максимально объективная оценка ситуации. 5 Нужно выслушать доводы оппонента, но не поддаваться эмоциям и давлению. 5
- Признание существования конфликта. 5 Важно признать, что у оппонента имеются противоположные цели. 5
- Выявление круга вопросов, составляющих предмет конфликта. 5 Нужно выявить позиции сторон, определить точки наибольшего разногласия и точки сближения позиций. 5
- Разработка вариантов решений. 5 Обе стороны предлагают несколько вариантов решений с учётом возможных последствий. 5
- Принятие согласованного решения. 5 После рассмотрения возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны согласны, стоит утвердить решение. 5