Зона ближайшего развития (ЗБР) — теоретический конструкт о пространстве задач, которые ребёнок не может освоить самостоятельно, но способен освоить с помощью взрослых. 1
Это уровень развития, достигаемый ребёнком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. 2
Концепция зоны ближайшего развития была введена Львом Выготским в 1932–1934 годах для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка. 1
Учёт зоны ближайшего развития позволяет диагностировать возможности и перспективы психического развития детей, а также давать педагогические прогнозы и рекомендации. 3
Зона ближайшего развития подвижна — в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе него ребёнок всё более и более совершенствуется. 2