Коммуникативный стереотип — это проявление конвенционального речевого поведения, включённого в интерактивную деятельность и регулирующего социальный процесс внутри языкового коллектива. otvet.mail.ru
Различают два основных вида коммуникативных стереотипов:
- Ритуальные стереотипы — это выработанные обычаем, клишированные, застывшие способы совершения некоторого коммуникативного действия. otvet.mail.ru К ним относят формулы приветствия, прощания, соболезнования, молитвы, клятвы, благопожелания, проклятия и пр.. otvet.mail.ru
- Неритуальные стереотипы — это конвенциональные формы поведения, формирующиеся постоянно под влиянием социальной практики. otvet.mail.ru Примером неритуального стереотипа служит типичная беседа о погоде между незнакомыми людьми. otvet.mail.ru
Стереотипы формируются благодаря способности человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. infourok.ru Выделяя определённые внешние признаки предметов, сознание вызывает к жизни готовый стереотип, быстро «домысливая» в своём восприятии качественные характеристики объекта. infourok.ru
Некоторые факторы, которые способствуют формированию стереотипов:
- Энкультурация. do.ssau.ru Стереотипы передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. do.ssau.ru
- Общение со значимыми другими. do.ssau.ru Например, с родственниками, друзьями, учителями, преподавателями. do.ssau.ru
- Личные контакты с отдельными представителями другой культуры. do.ssau.ru Например, знакомство с доброй, улыбчивой, оптимистичной представительницей другой национальности и её другом той же национальности и сходными чертами характера может сформировать положительный стереотип обо всех представителях этой национальности. do.ssau.ru
- Влияние СМИ. do.ssau.ru Большинство людей считают телевидение, прессу и радио авторитетными источниками информации, благодаря чему СМИ формируют представление людей о той или иной культуре. do.ssau.ru