Коммуникативный стереотип — это проявление конвенционального речевого поведения, включённого в интерактивную деятельность и регулирующего социальный процесс внутри языкового коллектива. 5
Различают два основных вида коммуникативных стереотипов:
- Ритуальные стереотипы — это выработанные обычаем, клишированные, застывшие способы совершения некоторого коммуникативного действия. 5 К ним относят формулы приветствия, прощания, соболезнования, молитвы, клятвы, благопожелания, проклятия и пр.. 5
- Неритуальные стереотипы — это конвенциональные формы поведения, формирующиеся постоянно под влиянием социальной практики. 5 Примером неритуального стереотипа служит типичная беседа о погоде между незнакомыми людьми. 5
Стереотипы формируются благодаря способности человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. 4 Выделяя определённые внешние признаки предметов, сознание вызывает к жизни готовый стереотип, быстро «домысливая» в своём восприятии качественные характеристики объекта. 4
Некоторые факторы, которые способствуют формированию стереотипов:
- Энкультурация. 1 Стереотипы передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. 1
- Общение со значимыми другими. 1 Например, с родственниками, друзьями, учителями, преподавателями. 1
- Личные контакты с отдельными представителями другой культуры. 1 Например, знакомство с доброй, улыбчивой, оптимистичной представительницей другой национальности и её другом той же национальности и сходными чертами характера может сформировать положительный стереотип обо всех представителях этой национальности. 1
- Влияние СМИ. 1 Большинство людей считают телевидение, прессу и радио авторитетными источниками информации, благодаря чему СМИ формируют представление людей о той или иной культуре. 1