Викарное научение отличается от других видов научения тем, что при нём человек учится на основе наблюдения за поведением других людей (или животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. 4
Некоторые другие виды научения:
- Оперантное научение. 5 Организм активно взаимодействует со средой, сначала совершает некое действие или движение, а его закрепление зависит от последствий для организма. 3
- Научение путём проб и ошибок. 3 Индивидуум, столкнувшись с проблемной ситуацией, пытается разрешить её различными способами. 3 Если проблема решается, то в случае повторения ситуации количество неэффективных действий сокращается, поиск решения приобретает более направленный характер. 3
- Формирование реакций. 3 Подкрепляется не результат поведения в целом, а каждая отдельная реакция, ведущая к нужной форме поведения. 3
- Вербальное научение. 5 Новый опыт приобретается через язык, когда новые знания передаются в символической форме через многообразные знаковые системы. 5
Викарное научение особенно значимо в младенчестве и раннем детстве, когда, ещё не владея символической функцией речи, ребёнок приобретает опыт в основном путём подражания. 5