Методы воспитания в отношении развития воли и самодисциплины у детей различаются.
Для развития воли используются следующие методы:
- Личный пример взрослого. 14 Нужно объяснять ребёнку, что взрослым людям тоже приходится преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления и важность волевых качеств. 1
- Рассказы о людях и литературных персонажах, проявивших мужество и героизм. 14 Обязательны комментарии, обсуждение, создание рисунков на тему сюжета. 1
- Привычка преодолевать сравнительно незначительные трудности. 14 Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, ребёнок тренирует и закаляет свою волю. 1
- Совместная работа в коллективе. 14 Ребёнок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. 1
Для развития самодисциплины используются следующие методы:
- Обеспечение соблюдения распорядка. 2 У ребёнка должен быть ежедневный привычный распорядок, тогда он быстро к нему привыкнет. 2
- Объяснение причин вводимых правил. 2 Ребёнок должен осознанно делать выбор, и ему важно понять, почему и зачем он это делает. 2
- Предупреждение о возможных последствиях. 2 Объясняя ребёнку важность того или иного действия, нужно предупреждать о возможных последствиях. 2
- Помощь в формировании привычек. 2 Самодисциплина не формируется за несколько дней, на этот процесс уходят годы. 2 Сначала нужно сформировать дисциплину, используя соответствующие возрасту ребёнка стратегии. 2
- Отмечение хорошего поведения. 2 Нужно хвалить ребёнка, поощрять старание и упорство, помогать в принятии решений. 2
- Подача личного примера. 2 Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. 2 Нужно показывать пример самодисциплины, соблюдать правила, идти к намеченной цели. 2
Таким образом, методы воспитания в отношении развития воли и самодисциплины у детей имеют свои особенности и направлены на формирование разных качеств личности.