Внутренние и внешние учебные мотивы отличаются по источнику и целям мотивации. 1
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. 2 Овладение учебным материалом служит целью учения, и это доставляет учащемуся эмоциональное удовлетворение. 2 Внутренняя мотивация проявляется в поисковой активности и инициативе, в стремлении выбирать для решения новые и трудные задачи, ставить перед собой цели, бросающие вызов, а также в настойчивости при их достижении. 1
Внешние мотивы стимулируют выполнение деятельности не ради неё самой, а ради вознаграждений, которые даёт достижение высокого результата в ней. 1 Например, чтобы повысить самооценку, иметь основания для самоуважения, заслужить похвалу и признание значимых людей, избежать их критики, а также получить награды, деньги и пр.. 1
Следует отметить, что разделение на внутренние и внешние мотивы условное, так как они переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются, меняются в зависимости от возраста и профессионального опыта учащегося. 3