Некоторые отличия работы психолога в средней школе от работы в начальной школе:
- Требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся. 1 Переход в среднее звено (5-й класс) предъявляет повышенные требования к уровню сформированности учебных умений, способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. 1
- Подход к оцениванию. 3 Учитель средней школы при оценивании ориентируется на результат деятельности ученика, без учёта индивидуальных особенностей, которые могли к нему привести. 3 В начальных классах, как правило, оценивание строится с учётом процессуальных характеристик достижения результата. 3
- Уровень изложения знаний. 3 Он значительно отличается в средней школе от того, который принят в начальной. 3 Ученики, перешедшие в 5-й класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности, индивидуальному стилю преподавания учителей, более быстрому темпу работы, правилам выполнения новых заданий и т. д.. 3
- Специфика работы с учениками. 1 В начальной школе определяют качества, которыми должен обладать ученик, способный к тому или иному предмету: трудолюбием, усидчивостью, вниманием, логической памятью и т. д.. 1 Эти качества характеризуют общее развитие ученика и ничего не говорят о его специфических способностях, особенностях. 1 В средней школе каждый учитель преподает один предмет и пытается сформировать у учеников специфические качества, необходимые для успешного овладения материалом по данному предмету. 1
При этом существует преемственность работы психологов начальной и средней школы. 2 Психологи и педагоги начальной и средней школы начинают активно взаимодействовать ещё задолго до перехода детей в 5-й класс, сохраняя контакт и после поступления учеников в среднюю школу. 2