С психологической точки зрения обучение и самообучение отличаются тем, что в процессе обучения ученик следует за учителем, а в процессе самообразования — определяет свои цели, выбирает методы обучения, планирует и контролирует свои познавательные действия. 14
Обучение включает в себя мотивы, постановку и принятие учебных задач, активные учебные действия, самоконтроль и самооценку. 1 Учитель определяет источники усвоения знаний, характер и объём учебного материала, осуществляет общий контроль за результатами учебной деятельности. 1
Самообразование — это особая деятельность, в которой основные компоненты (мотивы, задачи, способы действий и способы контроля) определяются самим учеником. 1 Как правило, в основе самообразования лежат мотивы жизненного определения, потребности, не удовлетворяемые в условиях школы, более зрелые способы работы и контроля. 1