Обучаемость и умственное развитие тесно связаны. 1 Согласно мнению З. И. Калмыковой и Н. А. Менчинской, обучаемость является компонентом умственного развития, так как характеризует способность к усвоению новых знаний. 1
Обучаемость определяет возможности ребёнка достигать в более короткие сроки более высокого уровня и качества знаний и умений. 2 Она связана с высоким уровнем выполнения мыслительных операций: анализом, синтезом, обобщением, а также скоростью и правильностью усвоения понятий, формулировки суждений и умозаключений. 1
Умственное развитие — это умственный потенциал, способность ребёнка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. 4
Таким образом, обучаемость представляет собой потенциальные возможности, предпосылки для учения, а умственное развитие — результат учения и содержательную базу для реализации способностей. 2