Модель взаимодействия «невмешательства» и личностно-ориентированная модель имеют свои особенности и отличия. 14
Модель «невмешательства» характеризуется отстранённостью от детей, безразличием и равнодушием педагога. 4 Ребенку не оказывается эмоциональная поддержка, не предлагаются альтернативные варианты поведения, он остаётся наедине со своими трудностями. 1 Тактика общения — «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». 1 Личностная позиция педагога — избегать ответственности, ребёнок воспринимается им как обуза, досадная помеха в решении собственных проблем. 1
Личностно-ориентированная модель предполагает стремление педагога обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к миру, развивать его индивидуальность. 1 Воспитатель не подгоняет развитие детей под определённые стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учётом индивидуальных особенностей. 1 Ребенку предоставляется определённая самостоятельность, его активность не подавляется. 1 Формирование знаний, умений и навыков выступает не самоцелью, а средством полноценного развития личности. 1
Таким образом, основное отличие в том, что в модели «невмешательства» субъект фактически выступает ребёнок, а взрослому отводится пассивная роль, в то время как в личностно-ориентированной модели и взрослый, и ребёнок в равной мере являются субъектами взаимодействия, а возникающие противоречия разрешаются посредством сотрудничества. 1