Некоторые основные различия между классической и социологической школами уголовного права:
Классическая школа фокусировалась на общественно опасном деянии и его юридически значимых свойствах. 4 Сторонники этого направления считали, что наука уголовного права является чисто юридической и имеет практическое значение. 4 Изучение преступления, преступника и преступности как социальных явлений — задача иных наук, смежных уголовному праву. 4
Социологическая школа пыталась дать иное объяснение причин преступности и предложить своё видение принципов и задач уголовного права. 4 В центре внимания социологов — не преступное деяние, а личность преступника, которая и должна, по их мнению, быть объектом уголовно-правового воздействия («уголовное право деятеля»). 4
Некоторые другие различия:
- Цели наказания: представители классической школы считали, что наказание должно служить предупреждению преступлений. 5 Социологи утверждали, что цель наказания — исправление преступника. 5
- Факторы, влияющие на преступность: классическая школа считала, что преступление и наказание — исключительно юридические сущности. 2 Социологи опирались на теорию множественности факторов, которая выявляла причины возникновения преступности в зависимости от различных факторов: физических, общественных, личностных. 3
- Основание уголовной ответственности: по мнению классиков, действие можно характеризовать как преступное поведение человека только тогда, когда на это указывает закон. 3 Социологи считали, что основанием уголовной ответственности должно служить не совершение преступления, а «опасное состояние личности». 4