Методика выявления коррупциогенных факторов в нормативных актах заключается в проведении антикоррупционной экспертизы. 15 Её задача — установить правовую корректность проектируемых и действующих нормативных актов, а также снизить коррупционные риски, которые могут быть заложены в нормах права. 5
Некоторые этапы методики:
- Анализ каждой нормы анализируемого проекта нормативного акта на предмет наличия в её тексте коррупциогенных факторов и соблюдения антикоррупционных требований. 24
- Сопоставление каждого выявленного коррупциогенного фактора со всеми нормами нормативного акта. 24
- Оценка, какие коррупционные практики могут возникнуть вследствие выявленного коррупциогенного фактора. 24
- Оформление результатов в виде заключения, в котором отмечаются выявленные коррупциогенные факторы и предлагаются рекомендации по их устранению. 24
Некоторые коррупциогенные факторы, которые учитываются в рамках методики:
- Широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). 25
- Определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций. 5
- Выборочное изменение объёма прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц). 5
- Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа, принявшего первоначальный нормативный правовой акт. 25
- Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. 24