Специфика образовательных правоотношений заключается в их особенностях, связанных с процессом обучения и воспитания. 14 Некоторые из них:
- Многосубъектность. 2 В образовательных правоотношениях участвуют разные субъекты: обучающиеся, родители, педагогические работники и организации, осуществляющие образовательную деятельность. 12
- Многоаспектность. 2 Отношения охватывают отдельные стадии образовательного процесса: приём в учреждение, проведение учебных занятий, аттестацию и другие. 2
- Непосредственно-представительный характер. 2 Образовательные отношения требуют личного участия обучающихся и педагогов. 2
- Нематериальность. 2 Результатом образовательных отношений являются такие духовные блага, как знания, умения, навыки, гражданственность, интеллигентность. 2
- Необходимость организации деятельности обучающихся. 4 От них требуется не пассивное восприятие действий педагога, а активная работа по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией. 4
- Правосубъектность. 3 Это предусмотренная законодательством способность участников образовательных отношений быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. 3
- Право на образование как неотъемлемое право. 5 Оно принадлежит человеку с рождения, и право на образование не может быть отчуждено или передано другим лицам. 5