Основное отличие диспозитивного и императивного методов регулирования бюджетных правоотношений заключается в характере воздействия на поведение субъектов. 1
Императивный метод (также называется односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным) характеризуется жёсткостью и тщательностью регулирования. 1 Государство требует безусловного подчинения и безоговорочного исполнения своих предписаний, выраженных в актах бюджетного законодательства. 1 Простор выбора собственного варианта поведения либо полностью исключается, либо весьма ограничен. 1 Невыполнение требований правовых норм влечёт применение государственного принуждения и наказание виновного. 1
Диспозитивный метод (иначе называемый договорным, автономным методом, методом согласования) более мягок в воздействии на поведение субъектов бюджетного отношения. 1 Правовые акты, регулирующие данное отношение, не содержат полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. 1 В итоге возникает договорная форма бюджетного отношения. 1
Таким образом, императивный метод предполагает строгую иерархию, так как функционирует в административно-властной парадигме, в то время как диспозитивный метод предполагает автономность воли субъектов правоотношений, где стороны вправе самостоятельно определять основания возникновения, изменения или прекращения общественных отношений. 4