Право граждан на обращение к властям реализуется в соответствии со статьёй 33 Конституции Российской Федерации и регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 15
Граждане могут подавать обращения в разных формах: 5
- Предложение. 5 Рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. 5
- Заявление. 5 Просьба о содействии в реализации конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов и должностных лиц. 5
- Жалоба. 5 Просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. 5
Некоторые особенности реализации права на обращение:
- Письменное обращение регистрируют в течение 3 дней с момента поступления. 1 Если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов или должностных лиц, то в течение 7 дней со дня регистрации обращение направляется в соответствующий компетентный орган. 1
- Срок рассмотрения письменного обращения составляет 30 дней со дня его регистрации. 1 В исключительных случаях, а также в случае направления запросов в другие органы срок рассмотрения может быть продлён, но не более чем на 30 дней. 1
- Устное обращение возможно в ходе личного приёма граждан, который проводится руководителями органов власти и уполномоченными на то лицами. 12
- Отказ в удовлетворении обращения может быть обжалован вышестоящему должностному лицу государственного органа и (или) в суд. 3