Согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», существуют следующие виды обращений граждан: 25
- Предложение. 25 Рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. 25
- Заявление. 25 Просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. 25
- Жалоба. 25 Просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. 25
Кроме того, обращения граждан можно классифицировать по другим критериям, например:
- По субъекту волеизъявления. 1 Выделяют индивидуальные обращения граждан, коллективные обращения граждан и обращения организаций. 1
- По форме выражения. 1 Обращения могут быть письменными и устными. 1
- По адресату. 1 Выделяют обращения в органы исполнительной власти, органы законодательной власти, органы судебной власти и иные органы власти. 1
- По уровню органа. 1 Есть обращения в органы федеральной власти, в органы власти субъекта РФ, в органы местного самоуправления и в администрации государственных предприятий, учреждений, организаций. 1
- По предмету рассматриваемых вопросов. 1 Выделяют обращения общего характера, например, о предоставлении государственных услуг, льгот, прав, и обращения по узко ограниченному, специфическому кругу вопросов. 1