Правила обращения и подписи в официально-деловых документах описаны в ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». sudact.ru obrazovanie.sakhalin.gov.ru
Некоторые правила обращения:
- В деловых (служебных) письмах может использоваться вступительное обращение, например: «Уважаемый господин председатель!», «Уважаемый господин Прохоров!» и т. д.. sudact.ru obrazovanie.sakhalin.gov.ru
- В обращении по должности наименование должности пишется с прописной буквы, в обращении по фамилии инициалы лица не указываются. mvf.klerk.ru
- Заключительная этикетная фраза начинается с прописной буквы и заканчивается запятой. sudact.ru
- Вступительное обращение и заключительная этикетная фраза отделяются от текста или отметки о приложении дополнительным межстрочным интервалом. sudact.ru
Некоторые правила подписи:
- Подпись включает наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись и расшифровку подписи (инициалы, фамилия). mvf.klerk.ru sudact.ru
- В расшифровке подписи между инициалами и фамилией делается пробел, между инициалами пробел отсутствует. sudact.ru
- Если документ оформлен не на бланке, в наименование должности включается наименование организации. mvf.klerk.ru sudact.ru
- При оформлении документа на бланке должностного лица должность этого лица в подписи не указывается. mvf.klerk.ru sudact.ru
- При подписании документа несколькими должностными лицами, занимающими разное положение, их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей. mvf.klerk.ru sudact.ru
- В документах, составленных комиссией, в подписи указывается статус лица в составе комиссии. mvf.klerk.ru obrazovanie.sakhalin.gov.ru
- При подписании документа лицом, исполняющим обязанности руководителя, подпись оформляется с указанием статуса должностного лица в соответствии с приказом (распоряжением). mvf.klerk.ru obrazovanie.sakhalin.gov.ru