Некоторые полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области законодательства:
Совет Федерации: 13
- Одобряет или отклоняет законопроекты, принятые Государственной думой. 1 Закон считается одобренным, если за него проголосовало больше половины членов Совета Федерации или если в течение 14 дней у сенаторов так и не дошли до него руки. 1
- Обладает правом законодательной инициативы наравне с президентом, Госдумой и её депутатами, правительством, Конституционным и Верховным судами. 1 То есть сенаторы могут предложить свой закон. 1
- Обязательно рассматривает законы, касающиеся федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы, войны и мира. 1
- Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации. 1 Если сенаторы отклонят такой закон, это вето Госдума преодолеть не сможет. 1
Государственная дума: 28
- Принимает федеральные законопроекты, в том числе конституционные. 2 Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. 2
- Утверждает по представлению президента кандидатуру председателя правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, за исключением глав ведомств так называемого силового блока. 2
- Решает вопрос о доверии правительству и заслушивает его ежегодные отчёты о результатах деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой. 2
- Назначает на должность и освобождает от неё председателя Центрального банка, а также уполномоченного по правам человека. 2
- Назначает на должность и освобождает от неё заместителя председателя Счётной палаты и половины её аудиторов по представлению президента РФ. 2
- Объявляет амнистию. 2
- Выдвигает обвинение против действующего президента РФ для отрешения его от должности (импичмента) или против бывшего президента в целях лишения его неприкосновенности. 2
Совет Федерации и Государственная дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. 2