Процесс правообразования в обществе можно условно разделить на три этапа: 1
- Развитие общественных отношений и возникновение потребности в их правовом регулировании. 1
- Осознание потребности в правовом регулировании общественных отношений, выработка концепций будущего правового регулирования. 1
- Подготовка и принятие нормативного правового акта или другого источника права (правотворчество). 1
Также выделяют два дополнительных этапа правообразования: объективный и субъективный: 25
- Объективный этап охватывает формирование тех факторов, процессов и явлений, которыми определяется содержание создаваемых норм права. 25 В рамках этого этапа выделяют две стадии: формирование, развитие и исчезновение различных природных, экономических, социальных условий, а также преломление и конкретизация этих условий в индивидуальных и коллективных юридически значимых интересах. 25
- Субъективный этап включает в себя процесс осознания субъектами необходимости правового регулирования, тех конкретных способов и методов, с помощью которых оно будет осуществляться (появление «идеи права»), а также формирования правотворческой (правообразующей) воли и последующего её выражения в виде позитивного права. 25