Система защиты прав абонентов в сфере сотовой связи устроена следующим образом:
Правовую основу отношений между оператором связи и абонентом составляют положения Закона РФ «О защите прав потребителей» во взаимосвязи с Федеральным законом «О связи» и Правилами оказания услуг подвижной связи. 1 Они регламентируют порядок и основания приостановления оказания услуг связи, расторжения договора, права и обязанности операторов и пользователей услугами связи, форму и порядок расчётов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб и претензий. 1
До обращения в суд абонент обязан соблюсти обязательный претензионный порядок. 23 То есть он должен предъявить оператору связи претензию, в которой указывается информация о возникших проблемах, а при наличии ущерба — соответствующее требование и размеры ущерба. 2 К претензии прикладывается копия договора об оказании услуг связи или иные документы, подтверждающие факт заключения договора (квитанция, опись вложения и т. д.). 2 Оператор обязан рассмотреть изложенные требования в срок не более 30 дней. 2 Исключение составляют претензии, связанные с оказанием услуг междугородной и международной телефонной связи, для них срок рассмотрения обращения составляет 60 дней со дня её регистрации. 2
После рассмотрения претензии или истечения срока на её рассмотрение потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. 2 Потребитель вправе выбрать суд по месту нахождения организации-ответчика, по месту своего жительства, по месту заключения договора или по месту нахождения филиала или представительства организации-ответчика. 2
При обращении в суд по делам о защите прав потребителей истец освобождается от уплаты государственной пошлины. 2