Суд выполняет воспитательную функцию в уголовном процессе, оказывая планомерное и целенаправленное влияние на сознание человека с целью формирования у него определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих правовую социализацию и законопослушное поведение личности. 1
Некоторые способы, которыми суд может выполнять эту функцию:
- Полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела. 1 Судебное заседание оказывает воздействие на коллектив, где было совершено преступление. 1 Это проявляется в определённой направленности допросов свидетелей, в раскрытии таких сторон жизни и деятельности коллектива, которые создали условия для совершения преступления отдельным его членом. 1
- Вынесение справедливого приговора. 1 Он должен быть соразмерен тяжести совершённого преступления и личности подсудимого, чётким, ясным и доходчивым для всех присутствующих в зале суда. 1
- Использование различных факторов воздействия. 1 К ним относятся, например, представление подсудимого о неотвратимости наказания, убеждение его в возможности не совершать преступления в аналогичных ситуациях, выработка уверенности в своём возвращении в общество и семью полноправным членом. 1
- Привлечение к рассмотрению дела лиц, являющихся авторитетом для подсудимого и способных оказать на него положительное влияние (родственников, знакомых, руководителей предприятий, учреждений, где учился или работал подсудимый и т. д.). 1
Воспитательный эффект судебного процесса зависит от уровня его организации и культуры самого судьи. 2