От классической школы к социологическому направлению взгляды на причины преступности развивались следующим образом:
Классическая школа (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) в XVIII–XIX веках отвергла теологическое понимание преступности как проявления сатанинского, дьявольского начала. 1 По мнению представителей школы, преступление — следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. 1 Этот выбор предопределён тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни. 1
Пробелы классической школы дали толчок к развитию антропологического направления, одним из первых представителей которого стал Ч. Ломброзо. 1 Он сформировал теорию прирождённого преступника, согласно которой преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются. 1 Причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике. 1
Во второй половине XIX века в качестве альтернативы антропологическому направлению сложилось социологическое направление. 3 Его представители сформировали принципиальные положения о зависимости преступности от конкретно-исторических условий социальной среды при устойчивости основных параметров преступности. 3
Один из наиболее ярких представителей социологической криминологии А. Кетле утверждал, что исходя из точки зрения о нахождении причин преступности главным образом в общественном устройстве, основным направлением противодействия ей должно выступать изменение (реформирование) социальных учреждений, повышение уровня грамотности населения, уровня образования и т. д.. 3
Кроме того, в рамках социологического направления криминологии утверждалась тесная связь социальных детерминант преступности и экономических условий. 3 Например, Р. Гарофало выдвинул идею о том, что важнейшей причиной преступного поведения выступает не бедность как таковая, а неблагоприятное соотношение возрастающих потребностей и малых возможностей их удовлетворения. 3