Вопросы к Поиску с Алисой
От классической школы к социологическому направлению взгляды на причины преступности развивались следующим образом:
Классическая школа (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) в XVIII–XIX веках отвергла теологическое понимание преступности как проявления сатанинского, дьявольского начала. kartaslov.ru По мнению представителей школы, преступление — следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. kartaslov.ru Этот выбор предопределён тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни. kartaslov.ru
Пробелы классической школы дали толчок к развитию антропологического направления, одним из первых представителей которого стал Ч. Ломброзо. kartaslov.ru Он сформировал теорию прирождённого преступника, согласно которой преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются. kartaslov.ru Причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике. kartaslov.ru
Во второй половине XIX века в качестве альтернативы антропологическому направлению сложилось социологическое направление. spravochnick.ru Его представители сформировали принципиальные положения о зависимости преступности от конкретно-исторических условий социальной среды при устойчивости основных параметров преступности. spravochnick.ru
Один из наиболее ярких представителей социологической криминологии А. Кетле утверждал, что исходя из точки зрения о нахождении причин преступности главным образом в общественном устройстве, основным направлением противодействия ей должно выступать изменение (реформирование) социальных учреждений, повышение уровня грамотности населения, уровня образования и т. д.. spravochnick.ru
Кроме того, в рамках социологического направления криминологии утверждалась тесная связь социальных детерминант преступности и экономических условий. spravochnick.ru Например, Р. Гарофало выдвинул идею о том, что важнейшей причиной преступного поведения выступает не бедность как таковая, а неблагоприятное соотношение возрастающих потребностей и малых возможностей их удовлетворения. spravochnick.ru