Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не образуют единую систему судебного конституционного контроля. 15 Каждый из таких судов является самостоятельным в плане выполнения собственных полномочий, при этом вынесенные им решения не может отменить или изменить другой суд, включая Конституционный Суд Российской Федерации. 1
Полномочия и вопросы судопроизводства фиксируются не в федеральном законе, а в соответствующих законах субъектов РФ, которые очень схожи между собой, однако имеют ряд отличий. 5
Некоторые функции конституционных судов субъектов РФ:
- контроль нормативно-правовых актов; 2
- толкование конституции субъекта РФ; 2
- разрешение споров, касающихся компетенции органов власти разного уровня; 2
- проверка вопросов, которые выносятся на референдум; 2
- предварительный контроль проектов нормативно-правовых актов, направленных на изменение конституции субъекта РФ. 2
В состав конституционных судов субъектов РФ входят: председатель суда, заместитель председателя, судьи и секретарь. 2 Общее количество судей колеблется от трёх до семи. 2 В отдельных конституционных судах в составе суда нет заместителя председателя. 2
Основные принципы деятельности конституционных судов субъектов РФ: 2
- прямое действие и верховенство на территории субъекта конституции (устава); 2
- независимость судей и суда, гарантированный законом порядок прекращения их полномочий; 2
- коллегиальность рассмотрения дел в процессе судебного заседания; 2
- устный порядок судопроизводства; 2
- гласность; 2
- непрерывность судебного заседания, при котором исключается возможность одновременного проведения ещё одного судебного заседания с участием одних и тех же судей, но рассматривающих разные вопросы; 2
- ведение судопроизводства с использованием государственного языка (или нескольких государственных языков); 2
- всесторонний характер и полнота судебного разбирательства; 2
- непосредственное исследование всех доказательств. 2