Система досудебного урегулирования налоговых споров работает следующим образом: 13
- Изучение требований налоговой и формирование плана действий. 3 Нужно ознакомиться с тем, что требует ФНС, проверить законность требований и спланировать дальнейшие действия. 3 На этом этапе рекомендуется привлечь к разрешению спора налогового юриста. 3
- Подготовка обоснований для жалобы. 3 Обжаловать решение налоговой имеет смысл только в том случае, если есть достаточные основания для этого. 3 Все основания должны быть тщательно задокументированы, к ним желательно прикрепить ссылки на нормы закона, которые были нарушены. 3
- Подготовка жалобы или возражения. 3 В тексте документа обязательно указывается, какое решение оспаривается, с чем не согласен заявитель, а также приводятся основания для такой позиции. 3 Далее указываются требования, например, изменить акт налоговой проверки, отменить штраф. 3 В конце указывается алфавитный список документов, которые подаются вместе с жалобой. 3
- Подача жалобы на рассмотрение. 3 Обычно документы об оспаривании решения налоговой подаются в то же отделение ФНС, которое его и вынесло. 3 Исключение составляют ситуации, когда жалоба подаётся повторно, после отказа в удовлетворении — в этом случае адресатом является вышестоящая инстанция — региональное отделение ФНС. 3 Подать жалобу можно по почте заказным письмом, по интернету через кабинет налогоплательщика или передать лично. 3
- Получение решения по жалобе. 3 В течение установленного законом срока (обычно речь идёт о 10 днях, реже — до 30 дней) заявитель получает от налоговой письменный ответ. 3 В нём указывается решение комиссии по обжалованию, стоит ли удовлетворять требования или нет. 3 В случае отказа указывается конкретные причины, почему было принято такое решение. 3
Если спор не удаётся урегулировать на этом уровне, налогоплательщик имеет право обратиться в суд. 2